5
(5)

Из статьи «Влияние природы на формирование русских ценностей» (часть 5)

Какая связь существует между природно климатическими условиями и утверждением религиозных ценностей? Почему христианство в Европе приняло католический характер, а в России — православный? Какие ценности всвязи с этим становятся ведущими? Не вдаваясь глубоко в догматические особенности православия и католицизма попытаемся связать данный выбор и сформированные им ценности с природными предпосылками.

Исторические корни различий христианства — разделение Римской империи на Западную и Восточную

Ценности русского народа 4
Разделение Римской империи на Западную и Восточную

После падения западной Римской империи в 476 году весь европейский континент начинает приобщаться к христианской вере. К концу I тысячелетия н.э. сформировалась культурно-религиозная основа большинства современных европейских государств: Франции, Англии, Испании, Италии, Германии, Польши и др. романо-германских и западно-славянских государств, которые приняли католическое христианское учение.

Русский народ (восточные славяне) как и большинство южных славян, приняли христианство из Византии, которая изначально относилась к восточной части Римской империи. Там сформировалось и утвердилось православное учение.

Природные основания христианских различий

У каждой ветви христианства появились свои характерные особенности и выработались ценности. Как уже рассказывалось в предыдущих статьях («Ценности русского мира: коллективизм и то, что с ним связано», «Работа: русские традиции и ценности») среди восточных славян утверждаются коллективные ценности, которые во многом связаны с природно-климатическими условиями проживания народа, а в западной Европе в качестве ценности выдвигается и утверждается индивидуализм. Эти ценности повлияли на особенности хозяйственной деятельности, душевной организации народов и на характер цивилизационных качеств.

Меновая цивилизация — результат развития западной ветви христианства

Таким образом на базе индивидуализма и развития способности к торговле развивается меновая цивилизация. Отношения мены, торговли во многом переносятся в религиозную плоскость. И не случайно именно в католическом мире возникает такое явление как продажа индульгенций, обеспечивающее освобождение от грехов не в результате тяжёлой духовной деятельности, действенного покаяния, а покупаемое за деньги. Религиозной основой такого подхода является догмат о сверхдолжных заслугах святых. Согласно данного догмата, святости святых достаточно для спасения не только самих святых, но и многих других людей. И сверхдолжные заслуги святых аккумулируются в церкви, которая может за плату передавать эту святость для нейтрализации греховных поступков. То есть спасение можно купить!

Цивилизация дарения и нравственные ценности русских

В православном мире в качестве базовых ценностей становятся ценности мира (общины), коллективные, соборные ценности. Взаимопомощь, милосердие становятся основой существования народа в достаточно сложных, суровых природно-климатических условиях. В качестве ценностей вырабатываются: бескорыстная помощь, дар, альтруизм; то есть вырабатываются важные нравственные ценности русских людей. Это также проявляется в милосердии и в гостеприимстве. Православная цивилизация называется цивилизацией дарения. Христианской догматикой утверждается, что изначально все люди обладают греховной природой, а спасение даруется Господом как милость. Святые также как и остальные люди спасаются милостью Божией. Но святые своим подвигом, подвижничеством дают пример другим людям, помогают им духовно, и делают это бескорыстно. Прощение грехов без покаяния и за деньги находится за пределами православной догматики.

Что из себя предствляют пасхальная и рождественская культуры?

Для прояснения различий европейской и российской цивилизаций следует обратиться к главным христианским праздникам, которые в них признаны. Существует классификация В. Непомнящего, согласно которой христианскую культуру (цивилизацию) западного мира можно называть рождественской культурой ввиду того, что главным праздником в западном христианстве является Рождество Христово. Православный мир, православная ветвь христианства называется им пасхальной культурой, потому, что главным праздником тут является Пасха. Естественно, что и Рождество и Пасха празднуются во всём христианском мире. Но здесь отмечается доминирующий праздник, как он влияет на весь народ.

Духовные ценности русского народа 1
Поклонение волхвов

С этими праздниками, с их трактовкой народным сознанием, связаны многие ценности. Если изложить эти представления в упрощённом виде, то можно сказать, что Рождество Христово, это священное таинство прихода Бога в мир в теле человека как бы освещает всю земную жизнь и поднимает её значение в глазах западного человека. На базе этого развивается теория оправдания человечества, его слабостей и высокие религиозные цели как бы снижают свой накал. Приземлённые ценности, стремление к комфорту, удобству находят своё оправдание в таком мировоззрении.

Духовные ценности русского народа
Воскресение Христово

В православном мире, не умаляется значение Рождества, но внимание акцентируется на другом событии из земной жизни Христа — на Пасхе, то есть на том событии, ради которого Христос пришёл в мир. Бог воплотился в человеке для того, чтобы показать человечеству путь спасения, путь обожения человека, путь к его воскресению, его новому состоянию. Это вело к формированию надмирных целей, целей за пределами человеческих возможностей, стремлений к достижению царствия небесного, вырабатывало стремление к построению идеального общества (царствия небесного) на земле. И даже коммунистический проект, реализованый в XX веке в России, имеет свои основания в пасхальном понимании христианства, хотя, естественно, приобретает на практике искажённый характер.

© Комарова И.И.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 5

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.