5
(6)

Из статьи «Влияние природы на формирование русских ценностей (часть 4)

Сейчас очень часто говорят о том, что русские как-то неправильно понимают свободу, что у нас её нет среди ценностей, что русские вообще покорны и крайне терпеливы. Так ли это? О природно-климатических причинах появления такой ценности русской культуры как «терпение» говорилось в предыдущей части статьи («Ценности русского мира: коллективизм и то, что с ним связано»).

С чем же связано различное отношение к понятию «свобода» в западных странах и в России? Возможно, это кажется странным на первый взгляд, но особенности понимания свободы на Руси, в России, во многом связаны со спецификой расселения и колонизации земель.

«Особенности понимания свободы связаны со спецификой расселения народов»

Причина стремления к свободе

О свободе в общем её смысле не мечтали в общинный период ни западноевропейцы, ни восточные славяне. Они тогда практически обладали полной свободой, так как жили в бесклассовом и бессословном обществе. Если не считать античные рабовладельческие государства (Древние Грецию и Рим), то можно заметить, что создание первых варварских государств в Европе связано со становлением феодализма, классового общества. Феодализм предполагагает владение землёй феодалами, а на земле должны трудиться крестьяне, которые постепенно попадают в крепостную зависимость от них. Где-то феодалы не очень сильно притесняют крестьян, а где-то угнетение ведёт к тому, что крестьяне ведут себя двояким способом: или бунтуют, и тогда нещадно подавляются власть имущими; или спасаются бегством. И тогда им нужно найти такое место, где существует относительная свобода.

«Причина стремления к свободе — крайне жестокое угнетение и притеснение со стороны власть имущих»

Куда уходил от притеснений крестьянин в средневековой Европе?

При переходе от бесклассового к классовому феодальному обществу в средневековой Европе практически все земли были поделены между феодалами. На этот факт повлияла высокая плотность населения, из-за чего свободных земель практически не осталось. О природно-географических причинах такого положения дел говорилось в части 1 статьи («Русские традиции и ценности: влияние природы на их формирование»). Как помним, у восточных славян, у русских, ввиду рассеяности проживания, оставалось огромное количество свободных земель. Поэтому классический феодализм, который видим в Европе, предполагал раннее формирование крепостничества и распространение феодального своеволия.

При бегстве от жестокого феодала зависимый, или крепостной крестьянин бежал в город. Средневековые города были достаточно многолюдны и там можно было затеряться, спасаясь от преследований. Кроме того, именно города становились островками демократии. Для установления порядка в городах вынуждено развивалось самоуправление. Больше бежать в Европе было некуда! Свободных земель уже не было. С конца XV начинается колонизация Америки, в XVI веке, с развитием протестантизма, начинает становление капитализм. Но это будет позже. Только с момента открытия Колумбом Америки в 1492 году появляется возможность бегства за море. А у нас пока — феодализм, и такой возможности нет.

«От притеснений феодала европеец бежал в город — островок демократии в море беспредельного угнетения»

Естественно, что в тесном городском сообществе вырабатывались определённые правила общежития, которые нужно было соблюдать ради возможности заниматься каким-либо делом, которое приносило доход и давало пропитание. Так с развитием свободы, самоуправления, развивалось и предпринимательство. Сначала среди ремесленников, потом внутри цеховых организаций. Таким образом, в Европе начинают распространение, а потом и утверждение городские, буржуазные ценности. Во всём присутствует расчёт, своекорыстие, индивидуализм. И свобода подпадает под требования расчёта. Свобода у жителей есть, но она строго регламентирована.

Позже по Европе пройдут буржуазные революции и государство попадёт под контроль гражданского общества, утвердятся либеральные ценности и ценности демократии. Но всё начиналось в городах, с городской ограниченной свободы!

А что же на Руси? Как мы видим свободу среди ценностей русской культуры?

На Руси, позже в России, бежали не в города, которые не сильно отличались по своему устройству от больших сёл, а на окраины огромного государства, в дремучие леса, на неосвоенные территории, в вольные казаки, откуда «выдачи не было» властям. Обратите внимание на название эпитет казаков — «вольные». Вот тут мы встречаемся с русским аналогом европейской свободы. Русский антоним угнетения, не свобода, а ВОЛЯ!

ценности русскойц культуры 2
Казачья хата

При этом бегство населения на окраины большой страны затрудняло развитие городов, развитие городских ценностей подобных европейским. На вновь освоенных землях собирались высокие урожаи, что практически исключало возможность голода, отсутствовало налогообложение со стороны государства, существовало право на свободный захват земли в лесах: так формировался народный идеал вольной жизни, который включён в ценности русской культуры. Итак, свобода — воля по-русски — это:

  1. Свобода передвижения (отсутствие контроля)
  2. Обеспеченность жизни (достаток)
  3. Формальный характер власти («Бог высоко, царь далеко»)
  4. Отсутствие налогов (отсутствие финансовых обязательств)
  5. Отсутствие собственности на землю (возможность свободно пользоваться природными богатствами)
ценности русской культуры
Кубанская станица

Как видим, воля — это полное отсутствие каких-либо ограничений, уход от контроля со стороны властей, обеспеченая и сытая жизнь в бескрайних просторах Руси-России. Сам ландшафт — бескрайний и безбрежный — призывал русского человека к вольготной жизни, формировал широту его души и идеалы. Необъятный простор призывал русских людей к поиску неведомых земель, где человек живёт вольно и, где торжествует равенство и справедливость.

К чему стремились в русских кресьянских восстаниях?

На Руси протест против угнетения мог тоже выражаться и в бунтах, крестьянских войнах.

  • В начале XVII века (Смутное время) было несколько крестьянских выступлений (восстание Хлопка -1603-1604; восстание Болотников — 1606-1607; ряд крестьянских и казацких выступлений — 1608-1818 гг
  • 1670-1671 — восстание Степана Разина
  • 1707-1709 — восстание Булавина (часть историков его тоже относит к крестьянским выступлениям)
  • 1670-1671 — восстание Пугачёва

В этих войнах и казаки, и крестьяне осуществляли попытку воплотить свою мечту о равенстве и справедливости, озвучивали свои уравнительные идеи как основные для русского государства. Не случайно в XX веке именно в России осуществится попытка построения справедливого государства, без угнетения, и, где — все равны между собой.

«Главная цель восстаний — построение вольного царства равенства и справедливости»

Но, как видим, это будет происходить гораздо позже и будет связано с укреплением русского, российского государства и усилением контроля над территориями в более поздний период. Некоторые историки связывают возникновение крестьянских войн с усиленной европеизацией правящих слоёв общества, разрыва их с народм. Это тот период, когда культурные ценности русскогонарода становились непонятными для верхушки общества.

Заключение

Таким образом, духовные культурные ценности России во многом сформировались под влиянием и, в связи с зависимостью от природно-географических условий. В культурные ценности русского народа входят такие понятия как воля, равенство, справедливость. И мы видим, что европейский лозунг «свобода, равенство, братство» отражает несколько иное глубинное содержание.

В следующей статье будет рассмотрено то, как на эти природно-климатические основания наложилось принятие христианства.© Комарова И.И.

Комарова И.И.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 6

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.