5
(3)

Сообщение 4 из статьи «Проблемы эстетического воспитания». В данном сообщении кратко изложена концепция эстетического воспитания В.В. Медушевского, в которой предлагается путь выхода из кризиса с опорой на духовные ценности России, которые имеют православные истоки.

Апатия — расплата за бездуховность

Можно обратить внимание на современных детей и подростков, поглощённых виртуальной реальностью различных гаджетов. Зачастую вынужденный выход из виртуального пространства сопровождается негативной реакцией, а иногда и агрессией. Жизнь без компьютерных устройств вызывает апатию. Современное молодое поколение всё меньше увлекается чтением, реальным творчеством, и тем более не склонно к восприятию серьёзного искусства. Дети и молодёжь очень любят музыку, практически не мыслят своё существование без неё, но при этом совершенно не способны воспринимать музыку серьёзную, классическую, и тем более духовную, Мир информационных технологий захватывает, создаёт иллюзию всемогущества. При этом всё получается практически без труда и новое поколение, в своей массе, отучается трудиться, в том числе во время обучения. В своей массе молодое поколение способно учиться только развлекаясь. Напряжение, что-то, требующее временных и психических затрат, отпугивает. Появляется тотальное нежелание учиться.

Как учить не хотящих учиться?

Проф. Московской консерватории указывает на серьезную опасность, поразившую современных детей. Дети не видят смысла в учении: «Дети умерли для вдохновения, поражены апатией; тупость, мирочувствованное уныние – неизбежная расплата за бездуховность. Как учить не хотящихся учиться?»[1]. И дает нам ответ, ссылаясь на Климента Александрийского (ок.150-215 гг). Тех кто хочет учиться, он призывает учить, ну а тех кто практически уже безжизнен, нужно … оживить! Нужно научить детей вдохновению, восторгу, восхищению! В.В. Медушевский замечает, что данные понятия изначально – христианские понятия, означающие вознесение духа к свету. Он указывает на то, что такие русские слова как «восторг», «восхищение» имеют христианскую природу и связаны с тем, что находится над миром. Наличие беспредельной мысли даёт возможность, при восхождении ввысь, мыслить и человеку; наличие беспредельного духа, воздуха, даёт возможность дышать. Приобщение к чему-то беспредельному называется вдохновением и способствует творчеству [2]. Все великие композиторы вдохновлялись Божественным светом. В.В. Медушевский напоминает, что М.Глинка всегда искал в музыке чего-то небывало Прекрасного, имя чему – Бог, а художник Брюллов от русского святого Игнатия Брячанинова получил совет: «Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления»[3].

Изъяснять светскую музыку в духовных категориях

Медушевский находит поразительный рецепт от безжизненного отсутствия вдохновения у детей — нужно изъяснять светскую музыку в духовных категориях. Он считает, что это единственное, что возможно в нынешней педагогической ситуации. Духовные понятия ещё понятны детской душе, устремлённой к светлому, верящей в добро и добрую сказку. И чем младше ребёнок, тем он восприимчивее к духовным категориям. Именно поэтому приобщение к виртуальному миру с его бездуховной сущностью особенно опасно. Бездуховное восприятие высокого искусства, высокой музыки он считает надругательством над ней. Возможно именно поэтому она может казаться неискушённой душе скучной. Когда о высокой музыке говорят в духовных понятиях, освобождаются её глубинные смыслы. Происхождение высокой музыки — из музыки церковной. Именно от этой музыки приняла черты и критерии сосредоточенной глубины, целомудренности, ясности, стремления к божественному совершенству: «а с критериями – и сам великий опыт церковных искусств»[4]

Духовные ценности России
Церковный хор

Духовные ценности России как средство о бездуховности современного мира

Этой сути уже нет в эстрадной поп-музыке, принципиально, воинственно антидуховной. Воспевая греховные состояния человека, духовную лень, во многих популярных песнях, мы открываем внутренний мир демонических влияниям, насилию своих и чужих душ. В искусстве, в том числе и в музыке, следует искать того, что вдохновляет, возвышает, приводит в восторг, а не того, что вызывает агрессию, экзальтацию, будит инстинкты. Главная задача современного эстетического воспитания, а значит воспитания средствами искусства, это восстановление целостности человеческой личности, а значит цель — целомудрие.

Богородица Дево, радуйся. Оптинский мужской хор

А разве не духовные ценности русских его воспевают? Где как ни в русской культуре можно научиться целомудрию? Не только русская музыка, но и русская литература, сам русский язык восходят к церковным истокам. Мятущуюся душу современного человека может спасти не сонм новомодных психологов, а православная, основанная на святоотеческом наследии, психология. Сама русская музыка, как духовная, так и связанная с ней классика, имеет лечебный гармонизирующий эффект. «Русская культура неотделима от чувства совести». Так сказал один из советских (русских) композиторов Г. Свиридов. Связь русской культуры с надмирным христианским началом делает само понятие русского надэтническим и духовным.

Кто встречался с В.В. Медушевским, читал его произведения, знает как поразительно тонко и талантливо он  владеет провозглашенным им методом – изъяснять светскую музыку в духовных категориях. Научиться этому трудно, так как мало кто этим занимается в современной педагогической среде, но трудно не означает невозможно. Поэтому в некоторых школах искусств пытаются изменять ситуацию в данном направлении.

В следующем сообщении освещается опыт обращения к данной концепции и использование её на практике в одной из школ искусств.

Комарова И.И.


[1] Медушевский В.В. Концепция «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства», С.27

[2] Св.Иоанн Крондштадский. Моя жизнь во Христе. Т.1 — СПб, 1893. — С.7.

[3] Епископ Игнатий (Брячанинов). Письма о подвижнической жизни, Париж; М., 1995, С.221-222

[4] Медушевский В.В. Концепция «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства», С.29

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.