Сообщение 5 из статьи «Проблемы эстетического воспитания». В данном сообщении представлен опыт одной из школ искусств, в которой реализовывалась концепция духовно-нравственного воспитания на базе русских православных ценностей.
Образование — формирование духовного образа личности
Образование – это, если восходить к русской духовной этимологии данного слова, формирование образа, имеющего конкретные очертания. Образами на Руси издавна называют так же и иконы, которые несут на себе печать не только внешней красоты, но и красоты внутренней, духовной. Таким образом, образование в своем глубинном толковании ведет, в первую очередь, к формированию духовной составляющей личности ребенка. Формирование эстетического отношения к объектам реального мира в соответствии с принципами русской культуры, означает формирование духовного мира ребенка, стремления его к высоким идеалам, воспитание отношения к прекрасному как абсолютно прекрасному, а не искаженному новомодными эстетиками, развившимися под воздействием вестернизированной культуры.
В одной из школ искусств Калининградской области, расположенной в сельской местности, в течение 10 лет внедрялась подобная методика, изучалась соответствующая литература. Несколько педагогов закончили курсы переподготовки при институте повышения учителей по специальности «духовно-нравственное воспитание» для использования полученных знаний в образовательном процессе. Часть преподавателей школы поют в церковном хоре. В школе опробован курс «Основы русской православной культуры». Так как, по словам В.В.Медушевского:
«Пронизанность России духом исходного вселенного православия сделала понятие русского не этническим, не национальным, а духовным понятием, выражением духовной ориентации в мире…».
В основу концепции образования в школе положены две основополагающие традиции:
- 1) опыт советских музыкальных школ 1-й ступени профессионального художественного образования, и
- 2) опыт русского духовно-нравственного православного воспитания и, связанного с ним, опыта народного воспитания, воплощённого в народном творчестве, в фольклоре.
Три кита в основе национальных ценностей русского народа
Поэтому в школе помимо традиционного классического образования обращаются к фольклору и духовной русской культуре, способствующим патриотическому воспитанию, любви ко всему русскому. Эти направления противостоят глубокому проникновению американизированной массовой культуры в души и сердца подрастающего поколения. Классика, фольклор и духовная русская культура – это те три кита, на которых держится протест против нивелировки национального своеобразия русской культуры.
«Классика, фольклор и духовная русская культура — три кита, на которых держится протест против нивелировки национального своеобразия»
Для формирования эстетического отношения в соответствии с принципами русской культуры используются возможности учебного плана (введение предметов по выбору – русская культура, фольклорное пение); возможности курса музыкальной литературы, в который включен раздел о русской духовной музыке, о знаменном распеве; в репертуар хора включены духовные произведения; проводятся внеклассные мероприятия и ежегодные школьные праздники (Масленица, Троица, фестивали патриотической направленности), классные часы, на которых дети знакомятся с культурно-историческими событиями, внеклассные мероприятия, укрепляющие традиционные семейные ценности и т.п. Разработана концепция дальнейшего расширения духовно-патриотической направленности развития школы.
Роль школ искусств в деле сохранения национальных ценностей русского народа
Ввиду того, что потеря духовных оснований, своих корней, грозит, по сути, исчезновением русского человека с этнической карты земли, то задача перед школами искусств стоит очень серьезная. На современном поколении лежит огромная ответственность по сохранению духовных основ нашей страны, нравственных и эстетических ценностей, сформированных русской культурой. Особенную роль в этом играют школы искусств, так как именно здесь находятся инструменты для воспитания детей в этико-эстетической системе русской культуры, этому способствует приобщение к русской музыке, танцу, театру, изобразительному искусству.
Ребенок после школы искусств должен иметь определенную систему эстетических и нравственных ценностей, согласующихся между собой, должен научиться любить свою родную культуру, понимать ее преображающую силу, уметь различать в этом мире добро и зло в соответствии с русской картиной мира, где святость – является и нормой и идеалом.
Вывод
В одном из предыдущих сообщений говорилось об опасностях, существующих в окружающем мире, особенно, об опасности вестернизации российского социо-культурного пространства. В связи с этим необходимо более эффективно использовать уникальные возможности духовного и эстетического воспитания подрастающего поколения нашей страны силами школ искусств. Осознание социальной значимости эстетического образования в дальнейшем развитии российской культуры и общества является базовым условием процветания как самих школ искусств, так и всей страны.
Комарова И.И.
[1] Медушевский В.В. Концепция «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства», С.37.
Свежие комментарии