4.8
(4)

Сообщение 3 из статьи «Проблемы эстетического воспитания». В данном сообщении указывается на истоки вестернизированной эстетики, раскрывается, что русские национальные ценности имеют отличные от западных ценностей религиозные основания

Неопределённость современного понимания эстетического

Так как неопределенность ценностно-смысловой системы в современном российском обществе была охарактеризована ранее (в предыдущих сообщениях), то имею смелость заявить, что в нашем обществе эстетическое воспитание осложняется неопределенностью самого понятия эстетического. Современная эстетическая система эпохи постмодерна предполагает в системе эстетических категорий помимо традиционных «прекрасное», «возвышенное», «комическое», «трагическое», «изящное» и т.д., категории эстетики безобразного. И часто в современном искусстве утверждается что-то эпатажное, пугающее, непривычное, идущее вразрез с понятием красоты. Когда мы говорим об эстетике безобразного, мы соглашаемся с тем, что учение о красоте превращается в учение об отсутствии красоты. Происходит абсурдизация эстетического.

Эстетика безобразного как результат развития западнохристианского мира

Откуда же берется эстетика безобразного? Подобное искажение первоначального смысла «эстетического» является плодом развития западной культуры, имеющей один христианский исток с культурой русской. Эти то общие христианские основания наших культур и вводят в заблуждение современное российское общество: и Запад и Россия провозглашаются причастными к одному христианскому миру. Хотя западное и восточное христианство совершенно разошлось в своей ценностно-смысловой системе.  Не буду здесь вдаваться в подробности данного различения, скажу только, что в научной среде культура выросшая из западного христианства, именуется «рождественской», а русская православная культура называется «пасхальной».

То засилье чужеродной нам культуры, которое обрушивается на нас с экранов телевизоров, не случайно вызывает у нас возмущение и протест, так как является закономерным результатом развития именно «рождественской» западной культуры, а наследникам «пасхальной» культуры навязывается искусственно, как попытка создания общемировой культуры по западному образцу. Как считает священник Алексий Мороз, задача такой культуры сделать человека на планете вполне образованным, но легко управляемым и контролируемым. Для этого требуется эйкуменизация, то есть создание единообразной религии [1]. Отрыв от корней, в нашем случае от корней русской культуры, увеличивает маргинальность людей, то есть их неспособность жить в определенной культурной среде. А усиление маргинальности связано с внекультурным воспитанием, отрывом от многовековых культурных ценностей русских, что ведёт к росту агрессии и неразвитости патриотизма, усилению бездуховности.

Подмена понятий — основа антипедагогики растления

Одним из следствий путаницы, возникшей от подмены православной «пасхальной» культуры на «рождественскую» западную является подмена понятий, которая внедряется в наше обыденное сознание. Одним из примеров является понятие свободы. Если применить современное толкование понятия свободы применительно к школе, то «Свобода современной школы это, по выражению Экзюпери, свобода заблудшего в пустыне: иди куда хочешь, только куда идти не знаешь»[2]. В «пасхальной» русской культуре свобода определяется как свобода от греха, а в «рождественской» культуре, особенно,  в современном ее истолковании, которое несется к нам с экранов телевизоров, она явно трактуется как свобода для греха. 

Опасность антипедагогики растления – проявляется в подменах, подлогах, извращениях, когда свободу от греха тления заменяют свободой для греха, вместо воспитания детей идет потакание их капризам. Становится очевидным, что уравнять эти понятия в своем смысле будет безумием, данные понятия являются антонимами, как белое и черное, добро и зло. Связь этики и эстетики – основная характеристика русской культуры, и эта характеристика должна быть отражена в системе эстетического воспитания в школе искусств. А воздействие американизированной массовой культуры на детей и подростков ведет к трансформации их неокрепшей психики. 

Русские национальные ценности как основа эстетического воспитания

Русские национальные ценности
Русская икона

При осуществлении эстетического воспитания в нашей стране необходимо опираться на традицию русской культуры как носительницы идеалов абсолютного добра и святости, культуры, где этика и эстетика соединяются воедино. Наиболее ярким примером является русская икона, где богословская идея о божественном нравственном идеале соседствует с идеей прекрасного. Поэтому в наших школах искусств необходимо проводить линию «эстетического», тождественного, равного «прекрасному». Культурные ценности русских людей имеют гармоничную природу и не стоит от них отказываться ради сомнительных чужеродных ценностей.

В следующем сообщении кратко будет представлена концепция эстетического воспитания, представленная в работах В.В. Медушевского.

Комарова И.И.


[1] Священник Алексий Мороз, В.С.Безрукова. Образ русской школы. С-Пб, 2002,С.4

[2] Там же, С.6

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.