5
(3)

Сообщение 2 из статьи «Проблемы эстетического воспитания». В данном сообщении рассмотрены проблемные моменты в эстетическом воспитании, указывается на ведущую роль в нём детских школ искусств (ДШИ), особенно музыкального образования, о необходимости сохранения русских традиций воспитания.

Скажи мне, на какой музыке ты воспитан, и я скажу, кто ты

Молодежь все больше и больше увлекается поп и рок музыкой, которая распространяется и навязывается СМИ очень интенсивно. Еще в советский период исследователи искусства в империалистическом обществе отмечали, что там регулятором художественного творчества является рыночная прибыль, а так как искусство превращается в бизнес, то «продуманная реклама придает ценность даже самому захудалому товару» [1]. Но, опьяненные призрачным понятием свободы, мы не хотели прислушиваться к предупреждениям советских и зарубежных критиков массовой культуры.

Западные педагоги уже во второй половине XX века замечали равнодушное, а нередко и враждебное отношение подростков к серьезной музыке. Это объяснялось тем, что при восприятии серьёзной музыки необходимо делать усилие, подключать музыкальный опыт, а если его нет, то такая музыка подавляет. В противоположность этому поп-музыка даёт ощущение лёгкости, разрядки, отдыха и привыкания, которое имеет сходство с наркотическим. Акустический наркотик в виде поп-музыки приводит к «ломке» во время вынужденного воздержания школьника (поп-музыкального наркомана), вызывает отрицательные эмоции, негатив. А серьёзная музыка вовсе ведёт к психологической подавленности и её неприятию [2]. Еще Д.Б.Кабалевский говорил, что развлечение становится единственной духовной потребностью в буржуазном обществе, ведет к пресыщенности и умерщвляет все эстетические идеалы и способности. Но предупреждения как советских, так и зарубежных специалистов, не были услышаны в нашей стране, ступившей на путь капитализации общества.

Влияние музыки на формирование духовного мира

Известный музыкальный теоретик рубежа XX-XXI вв., профессор Московской консерватории В.В. Медушевский указывает на антидуховную сущность поп-музыки, сравнивает её воздействие на духовный мир человека с гипнозом, отнимающим свободу воли, а потребителя этой музыки — с жертвой, ввергаемой в духовный паралич. Этому, например, на дискотеках способствует ритмизированное мигание света. «Временами кажущаяся нежной, сущностно она агрессивна: её пронизывает неодолимое тяготение к вульгарности и бесстыдству как восстанию на заповеди Божии. Прошедшая по пути воспевания греховного состояния человека в самодостаточности и лени духовной, свкоре открыла она себя демоничесским влияниям, насилующим души людей» [3].

школа русская традиция
На дискотеке

А на роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности указывали многие российские музыкальные педагоги [4]. Музыкальное воспитание рассматривается как одна из форм эстетического воспитания, нацеленного на формирование способности ценить прекрасное, воспринимать и создавать его. Музыкальное образование и воспитание делает человека совершеннее, гармоничнее, так как способность видеть красоту, жить и творить по её законом, влияет на формирование нравственных идеалов личности, определяет социальную позицию личности [5]. Одной из главных задач музыкального воспитания является формирование эстетической потребности в общении с серьезной музыкой. А потребности формируются в процессе воспитания и обучения. Воспитание системы потребностей – это первоочередная задача в формировании личности.

Безобразное красиво? Разрушение системы ценностей

В современном обществе произошло разрушение привычной системы ценностей, но новой целостной системы не появилось, что является несомненным отголоском постмодернистского состояния общества. В ситуации отрыва эстетики от этического содержания происходит низвержение системы потребностей до материально-телесного уровня. Агрессивное влияние примитивной музыкальной эстрады осложняет и без того проблемную ситуацию с потребностями у детей и подростков, в особенности. Формирование эстетического отношения, то есть отношения, предполагающего оценку явлений объективного мира, затрудняется отсутствием четких ценностных ориентиров в современном российском обществе.

Эстетическая ценность взаимосвязана с другими ценностями – материальными и духовными. Поэтому эстетическое воспитание тесно соседствует с воспитанием духовности. Для эстетической ценности роль играет форма, а важность формы обусловлена особенностями ее содержания. Отсюда следует, что эстетическое отношение подразумевает внимание к целостности, к гармонии формы и содержания. В этом смысле красивым, возвышенным можно считать только то, что не только привлекает внимание чисто внешними формами, а и внутренне устремляется ввысь. Без высокого содержания эстетическое отношение вырождается в эстетство, а без надлежащей формы сущность прекрасного становится недоступной чувствам. Основная эстетическая ценность в такой системе это «прекрасное» и его разновидность «возвышенное». «Безобразное» и «низменное» являются их антиподами, то есть эстетической антиценностью.

Объективные законы красоты – симметрия, ритм, гармония, целостность, упорядоченность, целесообразность – эти свойства оказывают специфическое влияние на духовный мир личности и порождает специфические реакции, то есть эстетические чувства, переживания оценки. В свете вышесказанного актуализируется следующая задача школ искусств – способствовать формированию активных борцов за сохранение красоты в современном мире. В настоящее время ДШИ – это островки гармонии в бушующем море аксиологического хаоса и разрушения ценностей.

Выход один: придерживаться принципа «русская школа — русская традиция»

В школах искусств требуется формирование эстетических идеалов, которые выступают в тесной связи с нравственными и социальными идеалами. Необходимо согласовывать эти идеалы и русские традиции воспитания. Эстетическое отношение к действительности проявляется и закрепляется в системе эстетических категорий. Следовательно, в реальном мире требуется научать учащихся вычленять прекрасное и безобразное, учить их различать эти явления. Для этого требуется выработать систему критериев оценки и определить, что следует относить к высокому, а что к низкому, то есть нужно вычленить ценностное ядро. Конечно же, придумыванием собственной эстетики школа не должна заниматься, так как проводить эксперименты над еще не сформировавшейся детской личностью – это преступление. Поэтому школа, в первую очередь, обязана опираться на русские традиции воспитания.

В следующем сообщении отмечается ведущая роль вестернизированной культуры в появлении проблем в области эстетического воспитания.

Комарова И.И.


[1] Корыхалова Н.П. Кризисные тенденции в буржуазном массовом музыкальном воспитании.С.73

[2] Корыхалова Н.П. С.83

[3] Медушевский В.В. Концепция «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства», С.29-30

[4] Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе.М, 1982, С.7-12;Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985, С.9-14;  Халабузарь П.,  Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М.,1990, С.5-8

[5] Лагутин А. Там же, С. 9-10

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.