5
(5)

К интересным традициям русского народа можно отнести тесную связь и зависимость между собой государственных (или значимых для государства) и религиозных праздников. Существует подобная связь и между религиозными и народными календарными праздниками. Рождество Коляды и Рождество Христово (а также Новый год), Семик и Троица, праздник Ивана Купала и День любви и верности (или Петра и Февроньи), День Казанской Божьей матери и День народного Единства. Вот и православный праздник Рождества Богородицы приходится на знаменательную дату, очень важную для русской истории и формирования интересных традиций русских.

21 сентября: что это за дата?

Многие годы из памяти народной забвением вымывалось это событие русской истории. Мало кто знает и помнит сегодня о дате 21 сентября (8 сентября по-старому стилю), о дне, в который 640 лет назад произошла победоносная для Руси Куликовская битва…. Но является ли эта дата праздником только доблести русского оружия, или это событие, имеющее смысл для всей русской культуры? Слава ли это прошлых лет, или событие, несущее свою значимость через века в современность и мы можем чему-то поучиться у наших предков? Есть ли смысл в памятовании о таких давних событиях, когда перед современной Россией стоят проблемы интеграции в мировое сообщество, экономического подъема, глобализации …? Стоит ли помнить о делах давно минувших дней? Что в этом проку для современного российского гражданина, неосознанно и сознательно впитывающего ценности чужеродного русской культуре западного общества? И что это за культура такая – русская…, чем она так ценна?

 В постсоветские 90-е годы мы перестали даже употреблять это слово — «русский», опасаясь задеть национальные чувства различных народностей, забывая, что «русский» — это понятие не этническое. Когда в древности говорили «русский» – это означало  все, что относилось к русской земле, а в духовном смысле, было связано с православной верой. И житель русской земли, вне зависимости от своих этнических корней, назывался русским. Теперь об этом забыли и поговаривают даже о «русском» национализме, которого в принципе не может быть: всем на необъятных просторах Руси, русской земли, хватало места, кто приходил с миром, а не с оружием.

Бой Пересвета с Челубеем
Бой Пересвета с Челубеем

А как раз тогда, 640 лет тому назад, древняя Русь находилась под игом иноземных захватчиков. Второй век изнывал народ от тягот ордынского нашествия и междоусобной брани. И никак князья русской земли не могли найти общего языка между собой, заботясь все больше о своих личных амбициях и интересах. И не понимали князья, что чем больше меж них раздоров и распрей, тем сильнее порабощает их иноземный недруг. Не так ли и сейчас, заботясь в первую очередь о сытости жития, расталкивая локтями своих сограждан в процессе занятия места под солнцем, не замечаем того, что сознание наше заполняется чуждыми русской культуре ценностями: стяжательством, немилосердием, заботами о телесном комфорте, стремлением к славе, успеху любой ценой. Но тем и сильна русская история и культура, что в периоды безвременья, нравственного и духовного упадка находятся личности, ставящие благо всей земли русской выше личного интереса, находятся люди, призывающие к единению не ради личного благополучия, ради общего дела. Много ли их в наше время?  

Интересные традиции русского народа - благословление князя Дмитрия
Благословление князя Дмитрия на битву

Сергий Радонежский — родоначальник интересной традиции русских: совмещать духовность и патриотизм

В конце XIV века таким подвижником выступил преподобный Сергий Радонежский и его духовный сын великий князь Дмитрий Донской, которого Сергий благословил на победоносную, переломную для русского сознания  битву с Мамаем. Вся иноческая жизнь и общественная деятельность Сергия Радонежского была наполнена призывами к единению русского народа. А когда пришло время великой битвы, то духовный смысл сражения как святого богоугодного дела  преподобный подчеркнул посланием в помощь Дмитрию двух иноков – богатырей, бывших воинов, Александра Пересвета и Родиона Осляби. Битва была выиграна. И хотя ордынское иго продержалось на Руси еще 100 лет, но чувство духовной победы, чувство своей правды и ощущение силы справиться с поработителями навсегда поселилось в душах и сердцах русских людей, которые поняли, что только в единстве государства и веры – залог их свободы.

Известный русский историк В.О.Ключевский следующим образом определяет значение Куликовской битвы: «…народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и, не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костьми… и эту силу нравственную, и это чувство бодрости и духовной крепости вдохнул в своих современников преп. Сергий»[1]. С этого момента уже необратимо началось собирание русских земель. Москва становится духовным центром русской земли. Все интересные традиции русского народа начинают формироваться в этот период.

Интересные традиции русского народа - Сергий Радонежский как прославленный русский святой
Сергий Радонежский

Пробуждение и бурное развитие русской культуры

Вся культура как бы встрепенулась от долгой спячки и расцвела пышным цветом. Главным направлением русской культуры XIV-XV веков стало «собирательство» русских земель, русского государства. И именно стремление к единству дало толчок к подъему русской культуры. Так и в наше время разорвать порочную сеть упадка нравственности и духовности способно лишь единение на пользу общего блага, освященное святой верой, лежащей в основе русской культуры.

В конце XIV века культурным героем эпохи как раз и был монах – подвижник. Вслед за Сергием Радонежским прославился его сподвижник и просветитель Стефан Пермский, преемник Сергия игумен Никон Радонежский, ученик Сергия Сильвестр Обнорский и другие. Своим учителем преподобного Сергия на Руси мог назвать себя в дальнейшем каждый православный подвижник на сложном поприще служения Богу. Его так и называют «игумен земли Русской». Ведь именно Сергий Радонежский был наиболее ревностным проводником древней практики исихазма (молчальничества и умной молитвы), проникающей в это время из Византии, формирующей внутренний мир православного подвижника. Из Византии был также перенят опыт общежительного монастыря, способствовавший распространению монастырей на Руси, в которых отличительной чертой жизни становится книжность. По принятым на Руси византийским правилам, монахи должны были уделять часть времени, свободного от церковной службы, чтению и переписке книг. 

Этот период принято называть вторым южнославянским и византийским влиянием. Переводная литература византийских, сербских и болгарских авторов начала активно распространятся в Московской Руси. Причем переводами занимались многие видные церковные деятели, такие как митрополит Алексий, долгие годы являвшийся советником и наставником Дмитрия Донского, а затем и митрополит Киприан. Но не только переводы, в эти же годы развивается  также и оригинальная собственная письменность: житийная литература Епифания Премудрого, произведения о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича»), появляются летописные своды, свидетельствующие о росте национального самосознания (например, Лаврентьевская летопись). Вокруг монастырей развиваются города, монастырская грамотность проникает и сюда.

Известно, что в этот же период Европа вступает в период Возрождения, в период возрождения античности, древности. На Руси также возникла потребность к познанию собственной античности, желание поучиться у нее. И народ находит такую актуальную древность – Киевская Русь периода централизованного государства. И тут же разрозненный былинный эпос собирается в киевский цикл, главным героем которого становится прославленный как святой князь Владимир, с любовью названный народом Красное Солнышко. Былинный эпос прославлял также былинных богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, и других, ставших символами патриотизма. Потребность в таких богатырях народ остро ощутил в период борьбы с ордынским игом. Былины подчеркивают идею общерусского единства в борьбе за национальную независимость.  Кроме этого, в устном народном творчестве слагаются баллады и исторические песни, повествующие о современных этому времени трагических и драматических событиях. Наиболее известной исторической песней в XIV веке является «Щелкан Дюдентевич» о восстании в Твери против наместника ордынского хана.

Интересные русские традиции - Троица Андрея Рублёва как вершина древнерусского искусства
Троица Андрея Рублёва

Андрей Рублёв и современность: в чём связь?

Как известно русская культура сформирована и развивалась в тесной связи с православной религией. И упадок в  нравственности и в духовном состоянии русского общества напрямую связан с утратой христианской веры. Не случайно современный недруг России американский советолог З. Бжезинский однажды заявил, что после победы над Советским Союзом, осталась единственная преграда на пути к полной победе над Россией – это Православие. С возрождением веры и единства в вере происходит культурный и духовный подъем нации. Так и на рубеже XIV-XV веков возрастание веры православной вывело русскую культуру на недосягаемую высоту. В обители Сергия Радонежского подвязался всемирно известный ныне иконописец Андрей Рублев. Он творил не один: до него в написании икон и в росписях соборов потрудился Феофан Грек, с Андреем  работал Даниил Черный и другие иноки-иконописцы, но имя Андрея Рублева и его творения известны миру наиболее широко. Особенно знаменита его икона «Троица» — вершина «умозрения в красках», совмещающая в себе гениальную простоту выражения и глубины богословской догматики, соединяющая в себе и этическое и эстетическое, нравственный идеал и идеал красоты. Творчество Андрея Рублева возвестило миру идеал русской культуры, ее эстетики: красивой может быть только святость, только нравственное и возвышенное. Именно поэтому в современный период нашей жизни идет такое наступление на нравственность, производятся попытки доказать обществу через пустое, бездуховное телевидение, что существует эстетика безобразного, что существует якобы оправдание низменных страстей, часто доказывается примат материального, экономического над духовным и идеальным. Именно поэтому забвение имен и событий собственной истории  способствует растворению русского культурного богатства в чужеродной бездарной и пустой массовой культуре.  Забвение основ своей культуры может вызвать только ее гибель. Поэтому возрождение празднования памятных дат, таких как эта – 640-летие победы в Куликовской битве – вселяет надежду в то, что русская культура и государство в перспективе имеет  будущее/

© Комарова И.И.


[1] Ключевский В.О. Речь. Преп. Сергий Радонежский. Мюнхен. 1948, С.148

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 5

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.