5
(1)

Комарова И.И. В данном сообщении даётся общая характеристика трансформации традиционных ценностей в информационном обществе при осуществлении диалога культур.

В современном мире активно разворачиваются объективные процессы развития информационной цивилизации, тесно связанные с глобализацией мирового пространства. Наряду со многими положительными тенденциями, определяемыми названными процессами, существует и настораживающая тенденция к «гомогенизации»[1] культуры, усиления однообразия, на основе не высших достижений в культуре, а на базе низших образцов, что значительно снижает развивающий потенциал культур. Кроме того, опасность «гомогенизации» культуры в мире вызывает противодействие со стороны локальных национальных культур. Во многом с этим процессом связана актуализация межнациональных и межконфессиональных отношений, усложнились уровни взаимодействия культур, довольно часто носящие конфликтный характер. Именно поэтому в науке и в общественной жизни возрос интерес к проблеме диалога культур, интеграционным процессам, вопросам толерантности. В рамках локальных культур наметились процессы противодействия «гомогенизации» культурного пространства и стремления к сохранению основ национальных культур. В научном мире основанием и оправданием для таких тенденций стала распространившаяся в  XX веке концепция плюрализма культур, выросшая из идей сторонников локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевского[2], О. Шпенглера[3], А. Дж. Тойнби[4]) и занявшая наряду с уже устоявшейся рациональной всемирно-исторической концепцией достойное место. В связи с мощным влиянием на мировые процессы западной цивилизации, обусловленные ее опережающим экономическим развитием по сравнению с другими регионами земного шара, как и во всем мире, в  современной России наблюдается вестернизация культурного пространства. То есть в российском культурном пространстве происходит процесс трансформации духовно-культурных ценностей.

Проблема современного состояния менталитета российского общества во многом определяется ценностными приоритетами, существующими в социокультурной среде. Являясь проекцией глубинного уровня коллективного и индивидуального сознания, менталитет объединяет ценностные формы сознания с миром бессознательных психических состояний. В условиях разворачивающейся глобализации менталитет, как система духовного порядка, трансформируется, меняются ценностные основания, имеющие национальные корни.


[1] Сапунов Б.М. Культурология телевидения. /  Б.М. Сапунов. – М.: Айына, 2001. – С.40

[2] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. /  Н.Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 547 с.

[3] Шленглер О. Закат Европы. В 2-х т. / О. Шпенглер. – М.: Мысль, 1998. — т.1 – 666 с., т.2 – 606 с.

[4] Тойнби А. Дж. Постижение истории. /  А.Дж. Тойнби. – М.: Айрис-пресс, 20092. – 640 с.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.