5
(3)

В статье рассказывается о дохристианском периоде в истории русского народа, когда древние русские традиции только формировались у восточно-славянских племён, об особенностях этого периода.

Родовой строй у древних славян как основа жизни

Из письменных источников следует, что к VII-IX векам родовой строй у древних славян уже уходил в прошлое. Из этого следует, что весь языческий период восточные славяне — предки древних русичей — жили родами. Род — это большая разветвлённая семья, которая состояла из нескольких поколений родственников, то есть людей, имеющих кровное родство. Обычно род жил или под одной крышей, или его части жили рядом друг с другом. В такой большой семье все трудились вместе и вместе потребляли продукты общего труда. Коллектив, его ценность, был выше отдельного человека, но и каждый человек мог рассчитывать на поддержку своего рода, не оставался один на один со своими бедами. В родовом периоде формировались коллективистские ценности у славян.

древние русские традиции
Языческие богии духи рода

Самообеспечение — основа родовой жизни

Каждый род восточно-славянского происхождения проживал в нехоженных зарослях лесов. А леса почти полностью покрывали всю Восточно-Европейскую равнину. Как правило, каждый род жил автономно. Род полностью себя обеспечивал пищей: излишков не было, но также никто не голодал. Богатства не существовало. В роду всё было общим и радость и беды, и довольство и недостаток. Всё имущество и земля, на которой работал род, были общими. Всё, что было нужно каждому из родов, создавалось внутри сообщества. Посуда, одежда, орудия труда — всё было сделано руками членов рода в ходе домашнего ремесленничества и рукоделия. Таким образом, в роду было всё необходимое для жизни каждого человека и всего рода. Контакты с другими родами осознавались необходимыми только тогда, когда требовалось женить подросшего парня или выдать замуж девушку.

древние русские традиции 1
Род

Отголоски родовых ценностей в последующие периоды

К VIII-IX векам, к моменту появления государственности, славяне уже прошли племенную стадию развития, и находились на стадии племенных союзов. К этому времени у восточных племён появились города, в которых население уже состояло из разных родов-племён. Здесь даже стали появляться бедные и богатые горожане. Но большинство традиций ещё сохранялось, как и само понятие рода.

Имея самые древние корни как самая древняя форма социальной организации, род и семья имеют значение и для современного общества. Ссора с родственниками считается нежелательной и в наше время. Ведь в случае каких-либо проблем и трудностей мы рассчитываем на помощь и поддержку родственников. Человек, имеющий много родственников, не может считать себя обездоленным. А вот сироту, того кто волей судьбы остался одиноким в этом мире, жалеют и считают несчастным даже сейчас.

Древние русские традиции сформировались в родоплеменном периоде, когда главной ценностью был не отдельный человек, а род

Роль женщины в родовой общине

В роду женщины пользовались уважением. Деспотической власти мужа над женой, вопреки современным представлениям об этом периоде, не было. После смерти мужа жена могла стать главой рода. Не случайно, уже в пору разложения родо-племенных отношений, после смерти князя Игоря, стала княжить его вдова княгиня Ольга. И это не вызывало никакого недоумения ни у современников, ни у летописца.

Женщины в родовой период жизни славян пользовались почётом и уважением

древние русские традиции 2
Древняя славянская семья

Инициация в древних русских традициях

Для того, чтобы стать полноценным представителем рода нужно было пройти обряд принятия в семью. В процессе своего взросления человек должен был пройти несколько этапов инициации. Первая инициация была при рождении, вторая в три года, а в подростковый период, в 12-13 лет, при достижении брачного возраста проводилась третья инициация.

Первая инициация — посвящение в свой род

Первая инициация была связана с важным событием в жизни любой женщины-матери, с родами. Рожали женщины в отдельной избе, или в бане. Считалось, что в этот момент женщина становилась нечистой, поэтому должна была рожать не в своей избе. Но понятие нечистого не означало чего-то крайне отрицательного, а понималось как нахождение в переходном состоянии между двумя мирами: между здешним миром и потусторонним.

При родах помогала немолодая женщина, сама имеющая детей (повитуха). Она перерезала пуповину новорождённому. Если это был мальчик, то перерезала пуповину на стреле или топорище, чтобы мальчик рос охотником или мастеровитым; если девочка — то веретеном, чтобы стала рукодельницей. Девочку оборачивали, пеленали в рубашку матери, мальчика — в рубашку отца, на которых были вышиты знаки рода. После чего отец выносил ребёнка на улицу на воздух, поднимал вверх, посвящая солнцу — Огню, прикладывал к Матери-Земле, и окунал в воду (в холодное время — опрыскивал водой). Как видим, что даже христианский обряд крещения имеет дохристианские основания. Таким образом, ребёнок приобщался к своему роду и к жизни среди почитаемых родом стихий.

древние русские традиции 3
Посвящение мальчика в род

Вторая инициация — приобщение к гендерным обязанностям

В три года происходила вторая инициация. Ребёнка начинали воспитывать и приручать к труду в соответствии с его гендерными особенностями. В этом возрасте мальчика сажали на коня, опоясывая его мечом и три раза обводили вокруг двора, а девочке давали веретено и прялку.

Третья инициация — посвящение во взрослую жизнь

При достижении брачного возраста девушке надевали понёву (верхнюю юбку) из клетчатой ткани с особенностями свойственными для каждого рода. С этого момента девушку уже было можно сватать. Мальчику также вручали мужские штаны и давалось право носить боевое оружие. Сакральным гендерным умениям учили в особых мужских и женских домах, куда строго-на-строго запрещалось посещать представителям противоположного пола.

Каждый значимый период в жизни человека оформлялся специальными обрядами и переход от одного состояния к другому сопровождался особыми ритуалами

Старые русские традиции свадебного обряда зарождались в языческой древности

Свадьба это особое событие, которое было очень сложным, многослойным явлением. Возможно самым ярким событием в жизни не только любого человека, но и огромным праздником для всех окружающих. Подготовка к свадьбе длилась несколько недель, а сама свадьба несколько дней. Каждое слово, действие, деталь были наполнены глубоким смыслом. Почти все основные ритуалы, появившись в языческий период, сохранились и в христианский период жизни русского народа, где-то трансформировавшись, а где-то сохранившихся без изменений, утеряв первоначальные языческие смыслы.

древние русские традиции 4
Древнерусская свадьба

О христианском периоде традиционного русского свадебного обряда можно ознакомиться в статье «Какие ценности представляются в традиции русской свадьбы». Но в языческий период поклонялись важным божествам, связанным с жизнью семьи, Ладе, Триглаву, Роду. Молодых благословлял волхв, и молодожёны обходили священное дерево (чаще всего им была берёза), при этом призывались боги и берегини в свидетели. На пиру молодые не пили, так как должны быть пьяны от любви. А первую брачную ночь проводили на подстилках из снопов, покрытых мехами, что знаменовало богатство и многочадие молодой семьи.

Особую роль в свадебном обряде играла невеста, которая переходила из своего рода в чужой род

Причём особую роль в свадьбе играла невеста. Для неё это был особенный обряд. Девушка навсегда покидала свой род, происходило своеобразное её посвящение в новый род. Именно поэтому она с момента сватовства до самого замужества причитала и плакала, прощаясь со своей семьёй. Белый цвет платья в языческий период имел траурный смысл: девушка умирала для своего рода. А фата, которой покрывали невесту с момента обручения, означала, что девушки уже нет в этом мире. Кроме того, перед свадьбой невеста могла быть похищенной и даже не обязательно невинной. Невинность девушки особенно ценилась уже в христианский период, а в языческий период важной была плодовитость женщины и поэтому молодая женщина, которая уже имела ребёнка, считалась доказавшей свою женскую полноценность. Хотя и в некоторых племенах за невинностью строго следили.

Переход к потусторонней жизни

Похоронные обряды языческого периода не были однородными. Тело умершего могло быть сожжённым или погребённым в земле. Покойника клали в специально вытесанный чёлн, который воодружали на костёр вместе богатой пищей, жертвенными животными, оружием и даже с женой или женщиной-наложницей, которая была согласна уйти вместе с покойным, напоённая специальными напитками. После сожжения насыпался земляной холм — курган. Такой обряд был связан с огнепоклонением.

С поклонением земле связан другой обряд — захоронение в земле, который стал основным позже, после принятия христианства. Поклоняющиеся воде могли пускать покойника в челне по водам быстрой реки. Для умерших подозрительной смертью, например, самоубийцев, могли погребать в болоте или овраге, заваливая его тело ветками, дабы не осквернять священный огонь ли землю.

Похоронный обряд был связан той стихией, которой особо поклонялось племя

древние русские традиции 5
Поклонение богам

Календарные праздники в основе древних русских традиций

Помимо событий, связанных с особыми периодами человеческой жизни, особую роль играли календарные праздники, которые были связаны с земледельческим календарём и отмечались ежегодно. В разных племенах и племенных союзах эти праздники могли отличаться. Но все они были связаны с почитанием солнца. Самые большие праздники были связаны с особым состоянием солнца. Считалось, что бог солнца имеет четыре ипостаси: Коляда — Ярило — Купайла — Световит.

древние русские традиции 6
Ночь на Ивана Купала

Младенец-солнце, в ипостаси Коляды рождается после ночи зимнего солнцестояния, с которого солнце начинает увеличивать своё присутствие в сутках. Тут кроется устойчивость колядок, весёлых праздничных гуляний, которые сохранились и в христианском календаре. В день весеннего равноденствия юноша-солнце в ипостаси Ярилы демонстрирует преимущество дня над ночью, день начинает преобладать. В этот период праздновали проводы зимы, которые могли называться Комоедицей или Масленицей. Пекли и ели блины, которые символизировали солнышко. В день летнего солнцестояния праздновалось торжество дня над ночью, мужа-солнце в ипостаси Купайла. А в день осеннего равноденствия отмечался день Световита, старика-солнце, который постепенно умирал для последующего возрождения.

древние русские традиции 7
Славянский праздник Семик

Не случайно наиболее радостными календарными праздниками, сохранившимися на Руси и в христианский период стали Колядки (приуроченные к Рождеству), Масленица (неделя перед Великим постом) и День Ивана-Купалы, не подобравший точной христианской аналогии, и сохранивший буйство языческого веселья. День осеннего равноденствия, в силу своей печальной сути, не сопровождался большим веселием и преобразился в праздники сбора урожая.

Многие календарные праздники языческого периода как древние русские традиции сохранились до современности

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.