5
(6)

Из статьи И.И. Комаровой «О некоторых особенностях формирования русского самосознания в конце XVIII-XIX веков» (часть 3)

Бинарность русской цивилизации. Что это? Одной из характерных черт русской цивилизации является её культурное своеобразие, которое во многом представлено двойственностью единого культурного целого, в причудливом соединении непримиримых противоположностей: вековая покорность и вечная устремлённость к воле, удивительная терпеливость непримиримое бунтарство, глубокая религиозность и воинствующий атеизм, революционность и консерватизм, и т.д. Эта двойственность называется оппозиционной раздвоенностью или бинарностью.

Бинарность русской цивилизации 1
Двойственная природа мозга

Можно провести некоторые параллели между культурой и человеческой личностью, в которой тоже может вызревать внутриличностный конфликт, могут бороться противоположные мысли, чувства, установки. Бинарность русской культуры – это выражение бинарности человеческой личности, перенесенное на культуру. Русская культура – это образец борения страстных и бесстрастных начал.

Западноевропейское христианство (тернарные культуры) нашло примирение в оправдании страстей, в состоянии, «снижения» религиозного рвения, т.е. результатом его проявления стал компромисс между высшим и низшим, в обыденности.

Русское православие не отказалось от устремленности к надмирному идеалу и отсюда идет двойственное восприятие одних и тех же категорий. Человек, стремящийся к удовлетворению своих страстей, и человек, стремящийся к Божественному Свету, используют единую терминологию, примиряющую их на внешнем уровне, но имеющую разные смыслы, внутреннюю дифференциацию. Именно христианская сущность русской культуры активизирует борение противоположных начал.

Непримиримость антиномий обусловлена постоянным поиском русской души, ее устремленностью к Богу. Отсюда – обостренное стремление к нахождению полюсов каждой из бинарной оппозиции, граней божественного смысла. Покорность (смирение) воспринимается как покорность воле Божией, а также как покорность по означаемому обреченность и нежелание что-либо делать, лень. Аналогичным образом можно охарактеризовать присущее русскому человеку свободолюбие, которое выступает также в двух своих ипостасях: свободолюбие как свобода от страстей, от любой привязанности, кроме привязанности к Богу, и, как свобода от ответственности.

Бинарность русской цивилизации 2
Весёлая пляска у озера

Именно расхождение между означаемым и означающим порождает несводимость оппозиции. Антиномии – это две формы одной сути. А каждая из оппозиций имеет различающееся между собой содержание. Например, и западничество и славянофильство, по сути, пытались определить наиболее счастливый путь для России, но они расходились по форме, предлагая различные пути реализации своей, на уровне означающего, цели.

Западники абсолютизировали, идеализировали западный путь, как ведущий к экономическому, техническому развитию, а славянофилы – самобытность, привлекая внимание к лучшему в собственном культурно-историческом пространстве. Общим для обоих взглядов, уровнем означаемого, является использование всего положительного  на благо России. 

Бинарность русской цивилизации 3
Илья Глазунов Вклад народов СССР в мировую культуру

В бинарности русской цивилизации отражено то самое искание Правды, осложненное полисемичной коннотацией понятий различными личностями и слоями населения. «Перекидывание монады», то есть смена полюсов происходит тогда, когда уходит религиозная устремленность к надмирному идеалу, появляется известное разочарование.

Жизнь на уровне чувства, без подключения рационализирующего механизма, делает невозможным понимание того, что устроение на земле земными же средствами божественного порядка невозможно. Только существование Духа на «лезвии бритвы» (осуществляемое русскими православными подвижниками) обеспечивает неперекидывание бинарных полюсов. Стоит отступить от следования евангельскому идеалу и абсолютному добру, происходит «перекидывание монады», т.е. вступает в действие земной гностический механизм.

Таким образом, с одной стороны, институт русской цивилизации, имея бинарную структуру, является неустойчивым в силу постоянно зреющего конфликта между внутрикультурными полюсами. Но, с другой стороны, в бинарности кроется неоднозначность и глубинный потенциал для развития русской цивилизации.


© Комарова И.И.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 6

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.