3.7
(9)

Из статьи Комаровой И.И. «О некоторых особенностях формирования русского самосознания в конце XVIII — начале XIX веков»

Русское самосознание… Как оно формировалось у русского народа, когда это происходило? Что предшествовало и что способствовало этому формированию? В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это про русское самосознание и войну 1812 года…

Формирование подражательной традиции русского дворянства

В период русско-французского общения конца XVII – начала XIX века происходила трансформация русской культуры на базе общего диалогового поля. Причем процесс взаимодействия носил однонаправленный характер, так как на начало XIX века русская культура не обладала опытом самосознания, и, соответственно, не имела оригинального образа, способного воздействовать на мировую культуру (или хотя бы на европейскую), была подражательной: искажающей на русской почве и европейский образец, но и трансформирующей свой родной культурный образ. Чего нельзя сказать о более позднем периоде развития русской культуры (например, русский балет к концу XIX века, или русская революция 1917 года). То есть, в XIX веке произошло то, что называется рождением русского самосознания.

Традиции русского дворянства
Дворянский быт

Так как общее диалоговое поле, общение русских дворян с европейцами, рубежа XVII-XIX  веков было смещено во европейскую культуру, то культурные заимствования происходили однонаправленно, в основном, в русскую дворянскую среду. Обратного влияния не было. Посещение России французами в 1812 году не повлияло значительно на мировосприятие и самосознание самих французов и других европейцев, входивших в состав наполеоновской армии, так как Россия для них выглядела отсталой страной, без особых примечательностей. Если сами русские люди не видели своего положительного своеобразия, то, как его могли оценить иностранцы.

Расщепление культурного целого

Как известно рождение самосознания русского народа связывается с 1812 годом, годом Отечественной войны с Наполеоном. А до этого, с момента петровских преобразований целое столетие происходило расщепление русского общества на два полюса. С одной стороны, находился народ, представляющий консервативную массу, преимущественно крестьянского сословия, у которого быт и ценностные ориентации не менялись веками. С другой стороны, располагалось привилегированное сословие, русское дворянство, быт и традиции которого развивались под серьезным влиянием европейского общества. Русские дворяне жадно впитывали культурно-бытовые особенности иностранного происхождения. Таким образом, русские традиции XIX века как бы раздваивались, полярно обосабливались.

Модернизация, динамичное развитие культуры и ценностных основ — свойство европейской цивилизации. Она, как свойство, сформировалась в результате развития западной ветви христианства (рождественской культуры).

Модернизационный элемент, зародившись в европейском обществе, оплодотворяющий культуры европейских стран, равномерно воздействовал на различные слои населения в европейских странах, в силу органичности его природы европейской культуре, выросшей на базе христианства рождественского типа. На русской почве модернизационный элемент имел влияние только на правящее сословие. Русское дворянство, быт и традиции его были в постпетровское время под большим влиянием европейских традиций.

Традиции русского дворянства 1
Интерьер дворянского дома

Вот именно этот привнесенный в русскую жизнь модернизационный элемент формировал активные преобразовательные процессы в дворянской среде. Консервативная ценностная парадигма была свойственна так называемому народу, имеющему традиционные, медленно изменяющиеся, а на нравственном уровне вовсе стабильные свойства, присущие христианству пасхального типа. В данном случае используется классификация В.С. Непомнящего,  в соответствии с которой западное христианство относится к рождественской культуре, а восточное  к пасхальной.

Русская цивилизация формировалась под влиянием Православия, восточной ветви христианства (пасхальная культура), которому свойственна устойчивая система ценностей.

При известном уровне секуляризации (отхода от религиозного мировоззрения) передового европейского общества, идущие оттуда процессы обмирщения имели глубокое воздействие на дворянское сословие, и совсем незначительно воздействовало на низшие слои русского общества.

Традиции русского дворянства 2
Отдых

Таким образом, петровские преобразования XVIII века дали сильный толчок к дивергентным, разделительным процессам в русском обществе. Перманентно развивающийся процесс расщепления русского общества привел к 1812 году к такому состоянию, что на внешнем уровне в России наблюдался явный раскол. Некоторые русские мыслители отмечали особенности этого раскола. Например, В.В. Зеньковский писал о том, что с середины XVIII века русское высшее общество уже окончательно отошло «от родной старины» (Зеньковский В.В. История русской философии. С. 118).

Начало XIX века до 1812 года – это вершина раскола русского общества на две части: дворянское общество, живущее устремлениями подражания европейским образцам, и крестьянство, опирающееся на патриархальную старину. До этого времени происходило зарождение русского самосознания в скрытой, латентной форме (трактат князя М.М. Щербатова «О повреждении нравов», «Критические замечания» И.Н. Болтина), но не имело серьезного влияния на русское общество.

Как произошло рождение русского самосознания?

В процессе наполеоновских войн происходил довольно тесный контакт русской армии, в которой служили бывшие крестьяне и казаки, с европейцами. Также в период наполеоновского нашествия в партизанскую борьбу с иноземцами вступило крестьянское население страны. И тут произошёл тесный духовный контакт дворян со своим народом. Дворяне увидели духовную силу русского народа, высокий уровень нравственного состояния, что вызвало у них интерес к изучению русской самобытности. И с 1812 года стало происходить развитие русского самосознания в открытой форме. Таким образом, этому способствовали:

  • В первую очередь, совместные действия народа и дворянства во время первой отечественной войны. У всего русского общества появились общие цели, дающие шанс к возникновению единства общества.
  • Во-вторых, посещение в 1814 году Парижа русской армией, включающей как дворян, так и простых солдат, дало возможность русским людям познакомиться с «иным» бытом. И это знакомство породило внимание к своему русскому миру, заставило внимательно посмотреть на себя.

Соединение этих двух причин, в конечном итоге, уже в философской среде спровоцировало споры западников и славянофилов, которые наиболее явно обнажили сосуществование противоположностей (бинарность оппозиций), свойственных русской культуре. Об этих качествах русской культуры говорили многие мыслители (Бердяев, Березин, Кондаков и др.). Философские споры, в свою очередь, ознаменовали начало самостоятельного философствования на русской почве. О наличии философских идей в русской культуре ранее XIX века свидетельствуют многие исследователи — современники, например, Новиков, Евлампиев и др., но развитие русской философии как науки начинается именно со славянофилов.

Вывод

Таким образом, Отечественная война 1812 года стала толчком для развития русской мысли, которая приобрела черты социальной философии. А появление своей оригинальной философии ознаменовало рождение русского самосознания. Русские традиции XIX века формируются уже в сознательной плоскости, и соединяют особенности народного и дворянского культурных пластов.

© Комарова И.И.


Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 9

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.