5
(3)

Из статьи И.И. Комаровой «О некоторых особенностях формирования русского самосознания в конце XVIII-XIX веков» (часть 4)

Что такое преображение?

Для того, чтобы рассуждать о мессианском потенциале России, русской цивилизации, необходимо привлечь религиозные православные понятия. Одним из таких понятий, имеющих важное ценностное значение для понимания лучших русских традиций культуры, является понятие «преображение». Данное понятие не имеет значимости для рождественской культуры. Под рождественской культурой понимается западное христианство, включающее католицизм и протестантизм. Имея серьёзное обоснование в святоотеческой восточно-христианской традиции явление преображения тем не менее является одной из лучших русских традиций, идущих из восточнославянской, дохристианской культуры. Способность воспринимать что-то новое, без кардинального слома исходного культурного пласта была свойственная древнерусскому миру, позволяя заимствованиям и изменениям происходить постепенно.

Смена механизма преображения на «преображение наоборот»

Такая ситуация изменилась в результате петровских преобразований и механизм преображения сменился на «революционный», когда стираются традиционные основания и практически на пустом месте строится что-то новое. Не случайно начало XX века в России сопровождалось мощным революционным сломом, а в конце XX века по характеру общественно-политических и экономических изменений также произошла революция. Следует заметить, что и в этот период механизм преображения не исчез, но стал работать несколько иначе.

После кардинального слома социокультурных оснований наступает фаза приспособления нового к традиционным ценностям. Это явление можно условно назвать «преображение наоборот». Это можно увидеть после периода подражательства среди дворянской элиты западной Европе, которое охватило русское общество в XVIII веке. После войны 1812 года начинается подъём национального самосознания и исследования традиционной русской культуры. Через несколько лет после отрицания старого мира в революции 1917 года стало понятно, что без накопленного дореволюционного культурного и интеллектуального богатства страна развиваться не может. К управлению, в науку, в военную сферу стали привлекаться кадры с дореволюционным образованием.

Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим:
Кто был ничем, тот станет всем!

Аналогичным образом стали поступать и в современной России. После полного отрицания всего советского в 90-е годы XX века, в 2010-е года происходит пересмотр такого кардинального подхода и через преображения прорастают традиционные ценности. Причём эти изменения происходят постепенно, не ломая нововведения кардинально.

Религиозное объяснение действия механизма преображения

Преображение предполагает не уничтожения каких-либо явлений, а их преобразование путём смены негативных характеристик на позитивные. В религиозном сознании это предполагает борьбу с грехом исходя из установки, что грех (зло), это отсутствие добродетели (добра). Чтобы понять данное утверждение можно привести одно известное высказывание про зависть.

Зависть — это искажённая грехом радость за другого человека.

В православном понимании грех возникает там, где отсутствует любовь, соответственно люди воспринимают себя в отрыве от других людей, индивидуализировано. Именно поэтому человек, замыкающийся на себе, эгоист, индивидуалист, не может порадоваться за другого человека как за себя. И тогда сильная эмоция радости превращается в свою противоположность. А если происходит единение людей, возрастает между людьми любовь, то возникает искренняя радость. Таким образом, одно и то же чувство без любви превращается в зло. Задача преображения не искоренить что-либо, а наполнить явление любовью, единением. И среди лучших русских традиций и ценностей можно выделить способность жить интересами мира, общины, общества. Даже пресловутый коллективизм советского общества имеет органичную русской культуре природу, хотя он был подвержен деформации.

Россия русская цивилизация
Преображение Господне

Именно разнонаправленное отношение между человеком и обществом в русском мире (коллективизм, общинность, соборность) и в европейском мире, где торжествует индивидуализм и авторитет, что историко-культурной перспективе идёт от приоритета и незыблемости персонального мнения папы римского, делает невозможным утверждение идеи преображения в западно-христианском мире.

Бинарные оппозиции в России как проявление преображенческого механизма в России (русской цивилизации)

Христианское православное понятие «преображение» и скрыто, и явно присутствует в русской истории. Дело в том, что две крайности любой бинарной оппозиции имеют одну природу, искаженную или неискаженную грехом. Христианство в его западной коннотации, в данном случае, выступает как  язычество. Данную оппозицию можно представить и в качестве более усложненной структуры: православное христианство (в первоначальном, ортодоксальном значении) – западноевропейское христианство (в нововременном понимании), являющееся по сути язычеством.

Механизм усложняется, как минимум, двойственным, или даже полисемичным пониманием смысла категории «христианство», если принимать во внимание многочисленность протестантских течений и активное распространение христианских и квазихристианских сект, в исходном положении порожденных первоначальной схизмой 1054 г. В данном случае происходит расхождение означаемого и означающего в западноевропейском христианстве.

Означаемое — это содержательная сторона, внутренний пласт явления;

Означающее — это формальная сторона, план выражения, внешняя сторона явления.

Революция – измененное грехом гордыни стремление бороться с косностью, устремление Духа к восхождению, желание ускорить эволюцию Духа. Реакция – желание противодействовать греховности (отягченности злом) революционных устремлений (чтоб не зашкалило!), но реакция также может принимать греховные формы, накладывающие путы на духовное развитие.

Для понимания сущности бинарных оппозиций можно привлечь рассуждение о них российского философа и культуролога И.В. Кондакова. Он считает, что все дуальные пары, выявленные в качестве бинарных оппозиций, формируются в результате борьбы страстных и бесстрастных начал как в культуре в целом, так и в жизни каждого человека. Но мотивацией выступает идеал, на который ориентируется русский человек, попеременно актуализируя в проявленном виде то одну, то другую стороны данных оппозиций: открытость – закрытость; всемирная отзывчивость- национальное мессианство; космополитизм – изоляционизм; революционное новаторство – охранительность; динамизм – статичность[1]. Оппозиция «революция – контрреволюция», по мнению И.В.Кондакова[2], это не сумма двух концептов, а единая смысловая конструкция.

В качестве единых смысловых конструкций можно представить и другие оппозиции, обозначенные в русской культуре данным культурологом:

  • западничество — славянофильство
  • демократия — деспотизм
  • аскеза — мистика
  • научное знание (рациональность) — интуиция (со-чувствие мира)
  • динамизм (развитие) — неподвижность (статика, стабильность)
  • модернизация (инновативность) — традиционность (ритуал)
  • индивидуализм — коллективизм
  • личность- государство
  • «Логос» (ratio) – «Дао» (Logos)
  • техническое и технологическое преобразование мира — достижение гармонии с природой
  • рыночная экономика — натуральное хозяйство
  • частная собственность (буржуазность) — бесклассовое общество (коллективизм, коммунизм)

Не все из указанных оппозиций действительно являются крайними проявлениями на стороне или добра или зла, концепция преображения даёт некоторое объяснение феномена сосуществования полярностей в русской культуре.

Преображение как инструмент развития современного мира: время русских традиций

В современном мире, раздираемом противоречиями политически-идеологического и культурно-цивилизационного характера, актуальным становится выбор новых цивилизационных векторов развития. Можно сказать, что наступает время русских традиций в целом и, в частности, наступает время утверждения идеи преображения как действенной и, возможно, единственной идеи, которая способна снять непримиримые противоречия путём умножения любви.

Россия русская цивилизация 2
Очищение мира добром

Как это можно делать на практике следует дополнительно исследовать, но уже сейчас можно отметить, что идея преображения может стать инструментом бесконфликтного развития. Для этого в обществе и в мире нужна установка на приоритете целого (коллективного, общего), а не единичного (индивидуального, эгоистичного). Сложная политическая обстановка цивилизационного и культурного противостояния в мире связана с усилением обособления государств, с попыткой подчинения всего мира эгоистичным интересам отдельных ведущих держав.

Возможно, утверждение идеи преображения в качестве доминирующей на данный момент может казаться утопичным, но стоит отметить, что Россия, русская цивилизация сейчас находится в состоянии поиска идеологии, которая может стать привлекательной для всего мира. Именно идея преображения, которая утверждается через умножение любви, это единственный путь к спасению современной цивилизации и удержания её от неминуемой гибели.


[1] Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. С.483-484

[2] Там же, С.487

© Комарова И.И.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.