4.4
(5)

Из статьи И.И. Комаровой «О некоторых особенностях формирования русского самосознания в конце XVIII-начале XIX веков» (часть 2)

Русская цивилизация в качестве культурообразующей религии имеет православное христианство. Какое же отношение к православному обществу имеет масонство? Для того, что бы это понять следует вспомнить, что европейская масонская идеология утвердилась в России в конце XVIII века в дворянской среде. А дворяне после петровских преобразований сильно увлекались подражательством западноевропейскому миру и не замечали отечественные духовные традиции. Поэтому интерес к масонской мистике, на первый взгляд, их затмил, но латентно (на глубинном уровне) этот интерес был подготовлен практикой православного мистического делания.

К чему приводили Русь-Россию тесные контакты с Западом в последние 500 лет?

Взаимодействие Руси (России) с Европой всегда давало неожиданный эффект. В результате Смуты начала XVII века, когда была попытка ополячить Русь, пришла новая продуктивная династия Романовых, укрепилась русская государственность. В результате «прорубания окна в Европу» Петром Первым в начале XVIII века усилилось крепостничество и самодержавие. Увлечение всем французским в начале XIX века привело после войны с Наполеоном к формированию национального самосознания. Распространение немецкого марксизма в начале XX века привело к социалистической революции и построению уникального советского государства. К началу XXI века увлечение западными либеральными идеями привело к размежеванию с Западом, противостоянию с ним в настоящий период, укреплению в обществе традиционалистских ценностей.

Разница в причинах обращения к масонству в Европе и в России

Если обратиться к периоду рубежа XVIII – XIX столетий, то, например, можно отметить интересную страницу в истории русской цивилизации, связанную с увлечением масонством, Это явление было широко распространено в рассматриваемый период в дворянской среде русского общества. В Европе и в России к обращению в масонство привели разнородные движения в духовной жизни общества.

Интерес к масонству в Европе был следствием модернизационных процессов, поиска новых форм религиозного сознания. Это было формой существования для духовно-ищущего индивидуума. И являлось продолжением религиозной модернизации, выступало в едином перманентно-расщепляющемся ряду: католицизм – протестантизм – протестантские секты. И если данный ряд имел направленность в сторону уменьшения роли мистического элемента, то  масонство стало возрождать утерянное мистическое чувство, без которого религиозное сознание выхолащивается. Масонство отвечало потребности религиозно устремленной части общества, жаждущей духовного и нравственного совершенства.

История русской цивилизации 1
Масонская символика

Как свидетельствует философ Н.О. Лосский, принятие в России XVIII века масонства связано со стремлением «проникнуть в сокровенные глубины религии, найти сущность «истинного христианства» и воплотить его в жизнь»[1]. Масоны стремились к нравственному самосовершенствованию и проявлению любви к ближним в действии. Именно это они считали развитием духовности и истинным христианством. Исследователь русского самосознания М.О. Коялович сделал вывод, что Россия XVIII века настолько глубоко приняла в себя основы западноевропейского существования, что стала страдать теми же болезнями что и европейское общество «и сознав свое развращение, стала искать западноевропейские врачевства. В те времена таким врачевством считалось масонство…»[2].

Русский путь цивилизации и мистика

В России мистический элемент, свойственный масонским организациям, его гностическое мировоззрение не противоречит русскому характеру, а оказывается, напротив, очень созвучным ему. Как считает один из русских мыслителей И.И. Евлампиев: «гностические и мистические элементы можно обнаружить и в самом русской православии»[3]. Он указывает на то, что мистический элемент в восточной ветви христианства изначально выражен намного сильнее, чем в христианстве западном. Этому способствовало распространение исихазма еще в конце XIV-XVI веках, которому следовали «нестяжатели» и большинство монашествующих лиц.

История русской цивилизации 2
Старцы

Церковные реформы Петра I привели «нестяжателей» в своеобразное подполье, когда официальной церковью была сделана опора на иосифлян. Но исихастская практика, как мистическая деятельность, нацеленная на неизменное духовное совершенствование человека, ведущая личность к Абсолюту, «обожению», никуда не уходила из русской духовной жизни, но была ограничена только монашескими кругами.

Как масонство на русской почве подтолкнуло к возрождению православной мистики

В XVIII веке официальная церковь определенным образом сдерживала массовое проявление мистических чувств и в Европе и в России, поэтому стремление к индивидуальному личностному совершенствованию, оплодотворенное религиозными чувствами, неудовлетворенное существующим положением в нравственной жизни общества, обратилось к мистике. Но если в Европе мистическая практика под воздействием ценностной парадигмы «рождественской» модернизации создавала еретические формы мистического делания. То, можно предположить, что в  русской практике, помимо заимствованного из Европы масонского гностицизма и мистицизма в дворянских кругах, общий интерес к мистике активизировал процесс распространения органичной православной, «пасхальной» культуре мистики, не имеющей модернизационного, то есть чужеродного начала.

Не случайно, что вслед за Тихоном Задонским, Паисием Величковским, последователями исихастской практики в России произошло широкое возрождение православной мистической традиции, которая породила движение старчества, наиболее знаменитым проявлением которого в XIX веке оказалась Оптина пустынь.

История русской цивилизации 3
Н.И. Новиков

Большую роль в возрождении мистического начала сыграла деятельность издателя А. Новикова, одного из известных масонов, который наряду с изданием большого количества произведений европейской философской литературы, в том числе и мистического содержания, печатал очень много трудов святоотеческих авторов. В результате, в дворянской среде и в русском обществе в целом, стало распространяться православное мистическое знание, которое не было широко известно почти до конца XVIII века. Из монашеской среды суть православия стала доступна большому количеству мыслящих людей России.

Вывод

Таким образом, обращение к общему источнику – масонской мистике – вызвало разнонаправленные тенденции в Европе и в России. В Европе произошло усиление модернизационного характера развития: общество еще больше удалилось в своих духовных устремлениях от традиционной религии. В России, при всей антиномичности культурного развития, активизировалась глубинная консервативная, стабильная стержневая линия духовной жизни, актуализированная в движении старчества. Можно также предположить, что толчком этому могло послужить всеобщее увлечение мистицизмом, имеющим свою родную почву. История русской цивилизации, её духовная сущность, во многом определяется духовно-мистической практикой русских святых и монахов-старцев. Их жизнь является путеводной нитью для многих людей.


[1] Лосский Н.О. История русской философии. С. 6

[2] Коялович М.О. История русского самосознания. Минск: Лучи Софии, 1997, С. 185

[3] Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая  школа, 2002, С. 39-40


© Комарова И.И.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.4 / 5. Количество оценок: 5

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.