5
(7)

Русские музыкальные традиции очень богаты. Своими корнями они, с одной стороны, уходят в фольклорное, народное творчество, а, с другой стороны, питаются сложившимися в духовной сфере христианскими истоками. Наиболее ярким, плодотворным и самобытным в русском музыкальном искусстве был XIX век. Не менее прославленным для русской музыки был и её советский период.

Какое музыкальное классическое произведение живёт в современной музыке?

Но в данной заметке хотелось бы отметить то, как одно, уже состоявшееся музыкальное произведение, являющееся одним из ярких примеров русской музыкальной традиции, продолжает жить в современном музыкальном творчестве. Речь идёт всего лишь об одной прекрасной мелодии, которая обрела свою бессмертную жизнь с подачи известного русского композитора А. Бородина.

В его знаменитой опере «Князь Игорь», к созданию которой автора вдохновил прославленный поэтичный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», множество прекрасных мелодий. Но в современном музыкальном творчестве особенно часто преломляется мелодия, которую в опере исполняют половецкие невольницы, — песня, открывающая «Половецкие пляски» — «Улетай на крыльях ветра».

русские музыкальные традиции 1
Сцена из оперы «Князь Игорь»
Женский хор

Одна из самых ярких мелодий из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» — песня «Улетай на крыльях ветра…» обыгрывается современными музыкантами наверное гораздо чаще других классических произведений

Краткая история «жизни» мелодии в XX-XXI вв

К этой мелодии и её обработкам обращались в XX веке и обращаются в ХХI веке многие музыканты: и вокалисты и инструменталисты в разных жанрах. Используются простые переложения для эстрадного оркестра, электронная музыка, джазовые, роковые, фолк обработки и даже рэп. В XX веке эта мелодия использовалась и в мюзикле «Кисмет» (1953), и певцом Тонни Беннеттом (1954). Инструментальные варианты известны в исполнении саксофониста Алексея Козлова, рок-гитариста Даниэля Баутисты, пианиста Ричарда Клайдермана и др.

Ричард Клайдерман

Уже в XXI веке инструментальные обработки прекрасной мелодии известны в исполнении рок-группы «Ария», в исполнении электро дуэта «Шарм» (электро-скрипка и электронная микро-арфа), а также оригинальные джаз-вариации в исполнении дуэта баянистов «SibDUO».

Новый всплеск интереса к песне русской традиции, мелодии «Улетай на крыльях ветра» произошёл в конце XX — начале XXI веков, когда рэпер Warren G (Уоррен Грифин III) выпустил альбом «The Rapsody Overture» (1997), сочетающий классическую музыку и рэп, и где русская песня прозвучала в исполнении норвежской оперной певицы Sissel (Сиссель Хюрхьебё). С этого момента мелодия стала известна в среде молодёжи, но далеко не все знали происхождение этой красивой музыки. Причём не только за рубежом, но и у нас дома, в России.

Warren G & Sissel
русские музыкальные традиции 2
Улетай на крыльях ветра…

Исполняли песню многие классические вокалисты в сопровождении эстрадной оркестровки. Наиболее яркими и известными являются варианты исполнения произведения Аидой Гарифуллиной, Евгенией Сотниковой, Региной Валиевой. Различные интерпретации, прекрасные чистые голоса доносят колорит чудесной русской оперы, а эстрадные оркестровые аранжировки проводят линию связи с ритмами современности. Эти исполнительские трактовки находятся в непосредственной близости с оригиналом.

Евгения Сотникова

Среди собственно эстрадных певиц очень хорошо исполняют эту песню Варвара, Юлия Мардамшина (Liona Yomi), Наталья Морозова. У Натальи Морозовой в голосе и манере подачи звука слышатся народные интонации.

Наталья Морозова

В следующем дуэтном исполнении очень гармонично звучат классический и фольклорный голоса.

Классика и фольклор

Не обошли своим вниманием известную мелодию и в рок-музыке. Ранее говорилось об инструментовке группы «Ария». Свою трактовку песни представила и фолк-рок группа «Калевала», в которой этническое звучание и интонации перемежаются жёстким роком и напряжённым звучанием электрогитар.

Рок-фолк-группа «Калевала»

Можно ли возбудить интерес к русской музыкальной традиции у молодёжи?

В этой статье перечислены далеко не все варианты обращения исполнителей к чудесной, бессмертной мелодии, но уже даже озвученное позволяет утверждать, что на примере этой мелодии можно постараться возбудить у молодёжи интерес к прекрасной русской классической музыке, привить вкус к русской песне, добавить понимание русской традиции в мировой культуре.

русские музыкальные традиции 3
Сцена из оперы

Причём, у слушателя может зародится интерес не только к музыкальной культуре, но и к русской истории и литературе. Данное произведение во всех смыслах является очень благотворным. А богатое жанровое разнообразие уже наигранного и спетого даёт плодотворную почву для привлечения к классике и любителей рэпа, и почитателей рока, джаза, электронной, поп и фолк музыки.

Методика привлечения молодёжи к пониманию классической музыки

Методика проста. Она состоит в традиционном построении «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», в поэтапном и последовательном знакомстве с исполнением в уже знакомом для аудитории жанре, а затем в постепенном расширении знаний и кругозора этой аудитории.

  • Прослушивание произведения современного исполнителя в определённом музыкальном жанре (наиболее близком вкусам аудитории).
  • Исследование песни: текста, мелодии, её истории.
  • Знакомство с различными жанровыми вариантами исполнения, получение краткой справки об особенностях жанров
  • Прослушивание исходной мелодии (в данном случае из оперы «Князь Игорь»)
  • Обращение к содержанию музыкального произведения, его либретто
  • Историческая справка об описываемых событиях
  • Краткое знакомство с литературным источником,с характеристикой его поэтических особенностях и художественных достоинствах
  • Знакомство с наиболее яркими шедеврами из оперы
  • Сравнение с современными аранжировками этих шедевров (если они есть)
  • Прослушивание и просмотр оперы целиком с последующим обсуждением.
русские музыкальные традиции 4
Сцена из оперы

Причём очень важным является временной критерий в использовании методики. Нельзя всё делать одномоментно. Необходимо изучение оперы (или любого другого серьёзного классического произведения) растянуть на несколько этапов. После знакомства с мелодией и его различными жанровыми вариантами следует сделать перерыв и дать возможность новому эмоциональному опыту и знаниям отложиться в сознании аудитории. Через некоторое время следует обратиться к литературным и историческим основам произведения. Затем, по прошествии некоторого времени, можно познакомиться с отдельными шедеврами из оперы. Отдельное время следует выделить для знакомства с самой оперой и, возможно, специальное время посвятить обсуждению и обмену мнениями.

Половецкие пляски
русские музыкальные традиции 5
Половецкие пляски

Таким образом, можно привлекать внимание к различным значимым культурным явлениям и обогащать аудиторию новыми знаниями, музыкальным (и не только музыкальным) опытом.

И. Комарова

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 7

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.